Во многом я разделяю недоумение автора по поводу преподавания в школе, это очень больная тема, и я пока не вижу, откуда в школу может прийти облегчение, однако, к сожалению, нередко возникает перекос в обратную сторону.
Представьте себе, что вы учитесь плавать, не подходя к воде. Все ваши уроки проходят в кабинете, и инструктор подробно объясняет технику плавания. Когда вы придете к водоему, что будете чувствовать?
В том-то и дело, что я (я "среднестатистическая") буду себя чувствовать ГОРАЗДО увереннее, чем человек, который подошел к водоему безо всяких предварительных разъяснений, инструкций и упорных упражнений и тренировок.
Я бы не стала смешивать вопросы качества преподавания и качества учебников с вопросами о том, нужно ли изучать грамматические структуры. Это две разные темы.
Другими словами, чтобы говорить о сильных и слабых сторонах методик, нужно сравнивать равные ситуации: равных по квалификации преподавателей, пользующихся "грамматической" и "коммуникативной" методикой (если в реальности их вообще можно развести до такой крайности), равных по заинтересованности учеников, равные условия.
Зачастую же бывает обратное: мы сравниваем слабого учителя в массовой школе с сильным преподавателем курсов или репетитором. Среднестатистического школьника с тем, кто сам пришел к репетитору и платит за занятия деньги. Массовые занятия с индивидуальными занятиями или занятиями в группах таких же заинтересованных учеников. Навязанные учителю учебники, которые могут совершенно не соответствовать его методическому складу или складу группы, со свободой выбора репетитора. Давление "тематического плана" и отчетности учителя со все той же свободой репетитора, имеющего возможность самостоятельно регулировать процесс.
Сравнение результатов работы школы с работой курсов и репетиторов не есть сравнение работоспособности методик.
Когда вы приходите к репетитору с целью изучить разговорный английский , всегда приходится начинать с нуля. Потому что разговорный язык – это живое общение. И живое общение часто начинается с фраз: Привет, как дела, откуда вы родом, как вам у нас нравится и т.д. И все эти фразы надо проговорить, послушать ответы, попробовать разные варианты. Поэтому нет никакой разницы, учили вы в школе и институте английский, или не учили. Все равно начинаем с нуля.
Конечно же, это так только в том случае, если ученик вообще ничему не учился (не ходил на занятия, не делал уроки, не писал контрольные и имеет оценку "два" или условную "три" по дисциплине). Если же говорить об успешном ученике, которому было дело до языка и у которого был неплохой учитель, то это категорически не так. То, что он не может говорить, разумеется, не означает, что у него нулевой уровень.
Очень часто разговоры преподавателей, касающиеся удачности переучивания школьников, напоминают рассказ о том, как некто купил три булки и не наелся, а затем купил пончик и наелся. Он спросил себя: "Зачем я покупал столько булок, если можно было купить один пончик?"
Изучение правил и грамматики (если это делалось ХОРОШО - повторюсь, мы говорим о равном качестве) может только ПОКАЗАТЬСЯ бесполезным, когда ученик приходит на коммуникативную методику. На самом деле он очень и очень ко многому подготовлен, за преподавателя-коммуникативиста проделана очень большая работа, речи "есть на что ложиться". Поэтому говорить о бесполезности пассивного "грамматического" этапа, конечно, является большим преувеличением.
Повторюсь, я, разумеется, очень во многом согласна с пафосом статьи, однако часто при разговоре о бесполезности изучения одних лишь учебников ученик делает, по его мнению, логичный вывод о том, что грамматикой грузиться вообще не нужно, а преподаватель, который мучал его перфектами-пассивами - злостный неуч. На самом деле это вывод ложный. Конечно, нужно ГОВОРИТЬ, но это совсем не означает, что НЕ нужно ИЗУЧАТЬ. И, кстати, именно большой долей ИЗУЧЕНИЯ взрослый отличается от ребенка. Изучение грамматики (качественное, повторюсь) - это добротная база и добротная точка отсчета, никак не могущая быть приравненной к нулю.
Язык во рту тоже имеет память! Как имеют память руки, ноги...
Абсолютно согласна. "Грамматисты" этого очень часто недооценивают. И именно это - одно из больных мест в школе. Дети в больших группах просто не успевают "наговориться", чтобы их "язык" запомнил столько, сколько нужно.