Все для тех, кому нужен английский язык!




Развлечения и отдых

 Общение | Конкурсы | Афиша | Коллекции | Копилка


Форум | Ищу репетитора | Разговорные клубы

09 Июнь 2024, 00:59

Добро пожаловать, Гость.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы оставить сообщение.
Начало Помощь Поиск Правила форума Войти Регистрация
forum.englishteacher.ru  |  Английский язык  |  Учительская (Модераторы: А. Л., A.K.L.)  |  Что делать, если слова не запоминаются или как тренировать память? « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Ответ Печать
Автор Тема: Что делать, если слова не запоминаются или как тренировать память?  (Прочитано 29585 раз)
TessTS
Privileged user
пользователь


Карма: +3/-0
Offline Offline

Сообщений: 294



WWW
« : 18 Сентябрь 2011, 22:45 » Процитировать

Не так давно решила заняться исследованием этой проблемы по просьбе своих учеников (тех, у которых вследствие слабой памяти процесс усвоения материала идет очень медленно). Я преподаватель с приличным опытом работы плюс практикую индивидуальный подход, то есть обычно чувствую, какой способ запоминания лексических единиц лучше всего подойдет тому или иному учащемуся. Стараюсь, чтобы процесс обучения всегда проходил интересно, нескучно. Лексику даю в комплексе с аудио, под музыку, в шутках, диалогах и т.д. Стараюсь задействовать все виды памяти: моторику, слуховую и зрительную. Практикуем и карточки, и метод фонетических ассоциаций, на слух с сопроводительным текстом, на слух без текста, проговаривание за диктором, пропевание, игры, видео и т.д. и т. п. И все равно, несмотря на весь мой опыт плюс огромное желание и недюжинное старание с обеих сторон, время от времени как крик души звучит обращенный ко мне вопрос: “Вот учил, учил, и так, и сяк, и не запоминается! Ну почему?!!!” А как бы вы ответили на этот вопрос и что делать в такой ситуации? Интересует мнение как преподавателей, так и самих учащихся. Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобного рода проблемой? Если да, то пробовали ли ее решить и как, с каким успехом? Может быть, какие-то интересные статьи или упражнения для тренировки памяти кто-то может порекомендовать? Заранее благодарю всех, кто может что-либо сказать по данному вопросу.
Записан
A.K.L.
Administrator
пользователь


Карма: +9/-2
Offline Offline

Сообщений: 1383



« Ответ #1 : 19 Сентябрь 2011, 10:43 » Процитировать

Если говорить об универсальных методах, то самое надежное - навязчивое употребление слова - "подсовывание" его в текстах, провокация употребления.
Второе - это проговаривание слова в некоем завершенном целом - строчка стихотворения, куплет песни, афоризм, восклицание, идиома, скороговорка. Бывает, что все целиком стихотворение в памяти не остается, но при необходимости всплывают строчки или обрывки. Даже банальное затверживание неправильных глаголов работает на это. Один глагол, то есть одна его форма, "всплывает в памяти" с бОльшим трудом, чем тройка. Бывает, что нужно вспомнить инфинитив, а он вспоминается только после того, как проговаривается грамматическая тройка.

Но при этом важно, чтобы у того, кто запоминает, было четкое представление о графическом облике слова. Скажем, если слово прекрасно "запомнилось" в тексте песни на слух, нужно обязательно зафиксировать его в письменной речи, чтобы оно, во-первых, было не только проартикулировано, но и записано, а во-вторых, чтобы оно узнавалось в текстах.

Ну, а если говорить о частных случаях, то тут, конечно, много приемов. "На контроль" я почти в обязательном порядке даю некоторый объем слов в классических "гармошках", или "раскладушках".  Обязательно вглядываемся в слово пристально, если есть некие словообразовательные параллели с русским. Обязательно изучаем переносные значения, если они интересны, - не столько для того, чтобы знать эти значения, сколько для того, чтобы зацепить слово в памяти. В некоторых случаях, когда слово ускользает раз за разом, различные псевдо-этимологии, шарады - лишь бы хоть как-то для начала "усадить" вертящееся слово. Придумывание словосочетаний по разным моделям с одним и тем же словом (особенно функционально в группе или хотя бы в паре)... ...Но это частности, причем частности по большей части вторичные. Пока слово хотя бы раз не всплывет в речи, т. е. не пробьет себе путь изнутри вовне, все виды заучиваний, конечно, часто будут иметь не очень высокий КПД.
Записан
NashaMasha
пользователь


Карма: +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 32


« Ответ #2 : 19 Сентябрь 2011, 11:30 » Процитировать

Могу поделиться собственным опытом запоминания слов.
У меня, как у рядового желающего хорошо выучить прекрасный английский, проблемы с запоминанием слова возникали в двух случаях:
1. я не понимала, зачем мне вообще это слово? оно реально понадобиться мне в будущем? Если для себя я четко осознавала, что это слово бесполезно для меня, то я учила его для занятия, чтобы сдать тест или еще что, а потом, разумеется, забывала. Т.е. проблема № 1 - ненужность слова для конкретного человека.
2. Я не понимала, что реально означает данное слово. Т.е. оно абстрактно для меня. Ничего не значит. Таким образом, проблема №2: отсутствие "массы" запоминаемого слова.
3. Неупотребимость слова. Как я выяснила из своего практически восьмилетнего опыта изучения английского языка, слова возможно хорошенько запомнить, только если их достаточно хорошо оттренировать. Т.е. попрактиковать много раз в общении на английском языке. Это может быть простая разговорная практика - составление предложений и диалогов, далеко ходить не надо:)

Чтобы слова запомнились - нужно их практиковать, ИСПОЛЬЗОВАТЬ! ay
Записан
TessTS
Privileged user
пользователь


Карма: +3/-0
Offline Offline

Сообщений: 294



WWW
« Ответ #3 : 20 Сентябрь 2011, 01:15 » Процитировать

A.K.L., NashaMasha, спасибо за интересные мысли. По поводу ‘подсовывания’ слов в разных контекстах, как можно более широкого употребления их в речи и т.д. – это все понятно. Это я делать умею. ab  Нужность / ненужность слова для каждого конкретного человека тоже учитывается, вся лексика подбирается ‘под заказ’. Проблема здесь с моей точки зрения даже не методическая, а скорее физиологическая. То сеть, нужность и важность слова понимается, значение его растолковано, кручу его и так, и сяк из урока в урок, на дом даю в разных формах (и, естественно, не оторвано от контекста). И все равно человек запомнить не может. Не было у вас в вашей практике таких случаев? А у меня были (хотя и единичные, но тем не менее). Именно о них и веду речь. Стала задумываться последнее время: а что, собственно, такое наша память и как она функционирует? Говорят, что память – это мускул, который надо постоянно тренировать. А как, каковы тренажеры памяти? Посмотрела информацию в Интернете, ничего конкретного не нашла, одна демагогия. Тогда какой, получается, выход-то остается: сказать человеку, что, извините, мол, Вы не сможете, оставьте надежду и т.д. ? А вы бы сказали? Считаете ли вы, что научить можно абсолютно кого угодно чему угодно;  что если не научился (хотя и хотел, и старался), то это однозначно преподаватель виноват? Вот в чем вопрос (точнее сказать, вопросы). Пардон, если я опять ударяюсь в философию. bv
Записан
Erica Blair
пользователь


Карма: +1/-1
Offline Offline

Сообщений: 2184



« Ответ #4 : 20 Сентябрь 2011, 08:51 » Процитировать

Если у человека плохая память, значит, мозги так устроены. У кого-то кривые ноги или огромный нос,  а кто-то родился со слабым интеллектом. ac

Вообще-то у всех память очень разная.  Да, она тренируется, но у каждого свой кпд.
Вы делаете все, что можете, прилагаете большие усилия – Ваша совесть спокойна.
Не получается, значит, смириться и ставить планки пониже, замедлить темп.

Конечно, в таких случаях мне все равно некомфортно – не смогла сделать более интересным, не нашла, как закрепить, и т.д.; чувство вины грызет.

Года 2-3 назад по телеканалу ВBC World была интересная передача о стимуляции памяти. Эксперименты показали, что холодный душ хорошо закрепляет заученное.  Собственно, закрепляет сцепка с каким-то стрессом; наверное, это самый безобидный.
Тaм была занятная сцена: пианист разучивает произведение, потом идет в душ, и оттуда доносится дикий крик.  Мне тоже хотелось бы еще выучить кучу лексики, но я на такие подвиги не готова.
Может, Вы где-нибудь в архивах найдете.
Записан
A.K.L.
Administrator
пользователь


Карма: +9/-2
Offline Offline

Сообщений: 1383



« Ответ #5 : 20 Сентябрь 2011, 13:35 » Процитировать

Цитировать
Стала задумываться последнее время: а что, собственно, такое наша память и как она функционирует?
Конечно, что такое память, нужно изучать по учебникам психологии и неврологии, причем изучать серьезно. Многие процессы очень хорошо изучены.

Здесь я не могу рассуждать профессионально.
Могу сказать только, что, кроме "плохой памяти" вообще, бывают случаи, когда человек находится в долгой стрессовой ситуации, в невидимом для незнакомых неврозе, у человека могут быть, например, сосудистые нарушения и нарушения дыхания… И сотни других вещей, влияющих на речь, внимание и концентрацию.

Видимо, если есть серьезные проблемы и реальное желание помочь, нужно узнать, как у человека со здоровьем: нет ли постоянных головных болей или шума в ушах, например. Можно узнать, как у него дома: не в предразводном ли состоянии, например, нет ли тяжелого больного в семье и т. п. С этой же целью понаблюдать за поведением: нет ли неестественных жестов: постоянно выгибается, принимает специальную позу, чтобы глубоко вздохнуть, делает повторяющиеся движения… Мы можем принимать это за неудобную позу, индивидуальные особенности, странности или усталость, а психолог или психиатр быстро узнают невроз или психоз, невролог – серьезные проблемы с сосудами. И окажется, что человеку нужна не методика преподавания и развития памяти, а размен квартиры, примирение с родителями, полосатость беременного теста, вывод мужа из запоя и т. п.  А лучше еще и месяц фармацевтической помощи в санатории с пальмами или соснами.  На самом деле это не так редко встречается, как может показаться. Постоянно дергающие и давящие проблемы очень быстро добираются до соматических проявлений, а уж до «интеллекта» им вообще рукой подать. И, кстати, вполне часто это бывает, когда человек ото всех и сам от себя скрывает свои проблемы и кажется «счастливым бурундуком», не в состоянии сформулировать, что запоминать английские слова ему мешает гложущая его реальная или придуманная проблема.

Кроме того, мы не всегда учитываем разные устройства памяти и разные устройства "головы" вообще. Художнику не составляет никакой трудности запомнить, какие предметы нарисованы на листе и как расположены рисунки, зато он "сыпется" на вербальных и логических тестах. И наоборот.
Можно попробовать потестировать на предмет образного и логического мышления.

Можно, не вдаваясь особенно в подробности и причины, завести разговор о чем-нибудь и посмотреть, насколько легко человек вообще вспоминает имена, факты, цифры, термины… Если он все время бьет себя кулаком по лбу и не вспоминает часть слов, путается в именах своих коллег, забывает имена героев только что прочитанных книг, то тут методика преподавания английского ни при чем – какими бы ни были причины этих речевых торможений.
Бывают вещи вне нашей компетенции, и тогда – совершенно согласна – нужно просто спокойно и необидно для человека занижать планку, с идеей сделать для него хоть что-то.

Наконец, я не всегда верю в "учу, учу, а не запоминается". Бывают такие хитрецы и лентяи всех возрастов, что не сразу раскусишь. Ходят на занятия развлекаться, дома не занимаются. Например, пристанище современных бездельников – социальные сети. Сел за книжку, а тут в компьютере «вам-пришло-сообщение». Тыкнул тут, ответил там – уже и спать пора. Зато весь вечер на столе лежала открытая книжка. Вот и позанимались.

Или, например, недавно студентка четвертого курса у меня на полке увидела книжку по русской критике Ю. Манна. Попросила почитать – ей критику сдавать надо было. Я ее иронично спрашиваю:
- Что, прямо читать будете?
- Нет, - говорит даже удивленно.
- А зачем она вам?
- Ну, так… - и на книжку жадно смотрит.
И мне как-то яснее стало, почему - несмотря на даваемые ей кипы хорошей литературы и в принципе довольно хваткую голову – сессии сдаются еле-еле на троечки. У всех разное представление об «учу-учу». Для некоторых подержать книжку в руках – уже великий подвиг. Глазами бы, как говорится, все переделали, кабы не лень. Зато участвуем в сетевых конкурсах красоты.

В общем, сложно бывает разобраться… И не всегда возможно помочь. Это все-таки область психологии, психиатрии и неврологии, а это очень серьезно, и требовать от себя быстренько в этом разобраться – бессмысленно. Но… так сказать… дорогу осилит идущий.  
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2011, 23:45 от A.K.L. » Записан
sept
Privileged user
пользователь


Карма: +1/-0
Offline Offline

Сообщений: 878



« Ответ #6 : 20 Сентябрь 2011, 14:37 » Процитировать

 Это все из серии "как выучить ин.яз., не прочитав ни одной книги на нем". Без обид, но это практически невозможно. Даже с идеальным здоровьем. И ухищрения тут не помогут.
 Лексику можно активизировать только ту, что уже встречалась неоднократно в текстах. Все остальное - как мертвому припарка.
Записан
Milika
Privileged user
пользователь


Карма: +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 805



« Ответ #7 : 20 Сентябрь 2011, 14:39 » Процитировать

Цитировать
Это все из серии "как выучить ин.яз., не прочитав ни одной книги на нем".
septentrionalis, а "это все" - это что?
Записан
Boyar
Privileged user
пользователь


Карма: +15/-0
Offline Offline

Сообщений: 1317


Учим язык, не тратя на него практически ни минуты


WWW
« Ответ #8 : 20 Сентябрь 2011, 15:47 » Процитировать

Соглашусь со всем позитивным, что сказано выше (кстати, всё это работает!)

Случай упорного "забывания" слова хорошо описала NashaMasha (я не понимала, зачем мне вообще это слово...). Вот в таком случае надо дать ученику задание вспомнить соответствующую ситуацию из его жизни (но НЕ придумывать, что вот если будет говорить с иностранцем и т.п.) Ситуация (реальная) развивалась на его родном языке - пусть именно так и вспоминает её ... Но в нужный момент пусть произнесёт (мысленно, во вспоминаемой им ситуации) фразу на изучаемом языке с "трудным" словом. Так вы установите у ученика связь между "неуловимым" для него словом и реальной жизнью этого ученика. Лучше, если для одного слова вспомнятся несколько аналогичных ситуаций. Если ученик поймёт и примет эту игру, для вас он произнесёт "сказанную" им фразу вслух, вы заодно проверите и саму фразу, и контекст... А дальше, как уже писали A.K.L. и septentrionalis - неоднократные встречи со словом в текстах (и контекстах).
Записан
A.K.L.
Administrator
пользователь


Карма: +9/-2
Offline Offline

Сообщений: 1383



« Ответ #9 : 20 Сентябрь 2011, 23:41 » Процитировать

Кстати, текущие слова, встречающиеся в тексте неоднократно, слабее запоминаются, если ученик пользуется электронным словарем. Бумажный словарь все-таки дает возможность, во-первых, сколько-то удерживать внимание на слове, а во-вторых, завершить процесс "сканирования" памяти, если слово уже знакомо (начинает искать слово, но потом захлопывает словарь - вспоминает, пока ищет).  Моментальность электронного словаря убивает эти возможности.
Записан
TessTS
Privileged user
пользователь


Карма: +3/-0
Offline Offline

Сообщений: 294



WWW
« Ответ #10 : 21 Сентябрь 2011, 01:29 » Процитировать

Если у человека плохая память, значит, мозги так устроены. У кого-то кривые ноги или огромный нос,  а кто-то родился со слабым интеллектом. ac

Вообще-то у всех память очень разная.  Да, она тренируется, но у каждого свой кпд.
Вы делаете все, что можете, прилагаете большие усилия – Ваша совесть спокойна.
Конечно, в таких случаях мне все равно некомфортно – не смогла сделать более интересным, не нашла, как закрепить, и т.д.; чувство вины грызет.
Да, вот и я такая же, не могу подходить к делу формально. Как бы это научиться, не знаете?  ab



Года 2-3 назад по телеканалу ВBC World была интересная передача о стимуляции памяти. Эксперименты показали, что холодный душ хорошо закрепляет заученное.  Собственно, закрепляет сцепка с каким-то стрессом; наверное, это самый безобидный.
Тaм была занятная сцена: пианист разучивает произведение, потом идет в душ, и оттуда доносится дикий крик.  
Да, вот это интересно. А еще, говорят, полезен черный шоколад, бег трусцой и все такое. ab  Помню, когда я училась в школе, была у нас учительница физики, которая перед каждым своим уроком выгоняла нас всех во двор и заставляла оббежать 2 раза вокруг школы. Говорила, что это способствует лучшему усвоению материала.
« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2011, 01:11 от TessTS » Записан
TessTS
Privileged user
пользователь


Карма: +3/-0
Offline Offline

Сообщений: 294



WWW
« Ответ #11 : 21 Сентябрь 2011, 01:40 » Процитировать

... я не всегда верю в "учу, учу, а не запоминается". Бывают такие хитрецы и лентяи всех возрастов, что не сразу раскусишь.
Подозреваю, что здесь Вы правы. Может, просто пожестче  с такими надо быть, пожестче.  ab   Как сказал мне один из моих учеников: “Со мной знаете как надо: не выучил – линейкой по рукам. ab  Стимул страха – вот что мне надо.“  Люди, вышедшие из старых советских школ. В теперешних-то школах  страхом, небось, не воздействуют. Или в России все осталось по-прежнему?    

« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2011, 01:16 от TessTS » Записан
TessTS
Privileged user
пользователь


Карма: +3/-0
Offline Offline

Сообщений: 294



WWW
« Ответ #12 : 21 Сентябрь 2011, 01:43 » Процитировать

Случай упорного "забывания" слова хорошо описала NashaMasha (я не понимала, зачем мне вообще это слово...). Вот в таком случае надо дать ученику задание вспомнить соответствующую ситуацию из его жизни (но НЕ придумывать, что вот если будет говорить с иностранцем и т.п.) Ситуация (реальная) развивалась на его родном языке - пусть именно так и вспоминает её ... Но в нужный момент пусть произнесёт (мысленно, во вспоминаемой им ситуации) фразу на изучаемом языке с "трудным" словом.
Да, согласна. Ценное замечание.
Записан
waykate
пользователь


Карма: +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 51



« Ответ #13 : 23 Сентябрь 2011, 22:44 » Процитировать

...навязчивое употребление слова - "подсовывание" его в текстах, провокация употребления.
... это проговаривание слова в некоем завершенном целом - строчка стихотворения, куплет песни...
...банальное затверживание неправильных глаголов... Один глагол, то есть одна его форма, "всплывает в памяти" с бОльшим трудом, чем тройка...
...нужно обязательно зафиксировать его в письменной речи...
... Обязательно вглядываемся в слово пристально, если есть некие словообразовательные параллели с русским. Обязательно изучаем переносные значения, если они интересны, - не столько для того, чтобы знать эти значения, сколько для того, чтобы зацепить слово в памяти.
...придумывание словосочетаний по разным моделям с одним и тем же словом...
-
- присоединяюсь, это все работает. Слово надо "привязать" к мозгам множеством ниточек, потянув за которые, можно будет без труда его вспоминать. Вопрос в том - в чем проблема: слово не запомнилось - или не может вспомниться? Это очень разные вещи, и с ними по-разному бороться надо.
И вот еще интересная штука: а часто ли вы сами, препод, используете новые слова в СВОЕЙ речи? Парадоксально, но чем больше  учащийся слышит их от вас - тем больше запоминает. Есть исследования по этому поводу. Это называется exposure  - когда мы, как в лучах солнца, купаемся в языке. Чтение - много, не слишком сложного, по уровню. Речь препода, вворачивающая нужные слова тут и тем. Много. Часто. И - НЕ ЗУБРИТЬ. Не долбить!!!  Преподы, не наседайте на учеников с кучей своих методов, не делайте сами из этого проблему. Я уже давно не испытываю особых сложностей в преподавании слов. Какой бы ни был тип памяти, повторяемость слов, употребление их снова и снова  и эмоциональная окрашенность занятий - в основном этого достаточно. Некоторые словечки таки вылетят. Да не страшно! Подхватим их в другой теме. Это нормально, что небольшой процент вылетает. Все мои ученики относятся к забыванию слов спокойно, расслабляются - и забывают в итоге все меньше и меньше. Мать учения - не только повторение, а позитивный настрой.

И вот еще сюда зайдите - тут серия статей с описанием упражнений ровно на эту тему kateclub.wordpress.com/2011/08/16/kak-zapominat-slova-1/
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2011, 09:37 от А. Л. » Записан
stanata
пользователь


Карма: +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 15



WWW
« Ответ #14 : 25 Ноябрь 2011, 17:37 » Процитировать

Многие любят рассуждать, что у них якобы "нет способностей к иностранным языкам".
Товарищи, а русский язык вы хорошо знаете? Все нужные слова помните? Хорошо русские слова у вас запоминаются? Или тоже с напрягом?
Дело тут не в объемах памяти. Чтобы запоминать слова, нужно их регулярно применять в речевых ситуациях, чтобы они не откладывались на дальние полочки в мозгу, а присутствовали в активной памяти постоянно. Короче говоря, употреблять слова в речи надо. Десять раз, пятьдесят, сто, тысячу. Все берется регулярной практикой.
Записан
Страниц: [1] Ответ Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  
+ Быстрый ответ

Для прикрепления файлов нажмите на кнопку



Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines
SMF Study.ru theme By Study.ru

Курсы английского языка в BKC-ih
Сеть школ с Мировым опытом!